[Верхняя Уфтюга ]

Творческое наследие Валентины Николаевны Полуниной

      Автор — А.Г.Чепурнова, методист Центра Непрерывного Художественного образования.

Валентина Николаевна Полунина – педагог-художник, исследователь и знаток русского народного творчества, собиратель подлинников народного крестьянского ДПИ, посвятившая свою жизнь проблеме художественно-нравственного воспитания детей в общении с памятниками отечественной культуры. В.Н.Полунина родилась в 1928 г, окончила филфак МГУ им Ломоносова. В стремлении дополнить знания в области искусства Валентина Николаевна окончила курс искусствоведения при МВХПУ им.Строганова, посещала лекции в Третьяковской галерее. Быть учителем – призвание и мечта её детства, поэтому, сразу после окончания университета, она начала преподавательскую деятельность, проработав с детьми больше пятидесяти лет. Сначала – учителем русского языка и литературы, затем преподавала историю искусства в Тушинской художественной школе. В 60-70-е годы, работая вместе со своим учителем и наставником Александром Калиновичем Чекаловым над альбомом по народному искусству, принимала участие в экспедициях по исследованию народных промыслов. Благодаря этим поездкам, В.Н.Полунина прониклась глубиной понимания сути народного искусства, ощутила его животворящую силу и захотела поделиться этим открытием с детьми. На основе собранной коллекции предметов народного быта, в 772 московской школе ею был открыт первый школьный музей народного искусства. Путешествуя по Русскому Северу, Уралу, Абхазии, Полунина кадр за кадром снимала на фотоаппарат рассветы и закаты, цветущие луга и разливы рек, древние камни, избы и, конечно, мастеров, простых крестьян, чьи натруженные руки легко выписывали солнечные цветы на туесах, лепили сказочных коней и птиц. Можно смело сказать, что проникнувшись чистотой и правдой народного искусства, она первая из педагогов открыла, какую неоценимую роль играет в воспитании и духовно-нравственном развитии детей знакомство с народным искусством. Полунина, как истинный педагог, занялась поисками пути к Золотому царству народного искусства. Как донести до детей его красоту и глубину, как сделать народных мастеров Учителями не только в умении сделать красивую вещь, почувствовать гармонию цвета, пластики, материала, но и ощутить связь с корнями и традициями наших предков. Так, Полунина стала руководителем детской художественной студии, которую было решено назвать «Клуб Юных Москвичей». В студии «для детей от шести-до-шестидесяти», как шутливо называла её Валентина Николаевна, никогда не было тихо или скучно. Здесь круглый год царила атмосфера праздника. Следуя московской традиции, Валентина Николаевна устраивала в клубе литературные и тематические вечера, собирая в уютный, хлебосольный дом, множество друзей. Приглашались писатели, поэты, художники, музыканты, читали лекции филологи и искусствоведы. В гостиной комнате, освещённой разноцветными фонариками, всегда кипела вода в большом самоваре, ожидая гостей. А в соседней комнате кипела творческая работа над очередной композицией. Красочные, невероятно красивые по цвету, и интересные по замыслу листы детских рисунков ковровым узором заполняли стены. В студию шумно вбегали дети с горящими глазами и с листами ещё не просохших акварелей – только что, с берега Москва-реки. Там, на Живописной улице, у реки, «где три земли и три воды», время словно замирало и поворачивало вспять…. И уже не замечаешь шума проходящих трамваев, любуясь в вечереющей синеве мерцанием огоньков за рекой… А если зорко всмотреться, можно разглядеть у горизонта главки красавицы-церкви в Трице-Лыкове, красивейшего памятника московского барокко. Иногда дети с учительницей проводили там, на Лысой горе, целый день, наблюдая с кисточкой в руках за изменением цвета неба, земли, воды в течении дня.

Полунина была настоящим энтузиастом и подвижником своего дела, дела просветителя-педагога. Приезжая в деревни и посёлки, где ещё сохранились промыслы и мастера – в Жостово, Каргополь, Уфтюгу, Пол-Майдан, Абхазию, Валентина Николаевна всегда везла с собой бумагу и краски, устраивала конкурсы и занятия с детьми – прямыми потомками, внуками мастеров. Однажды, поражённая фресками Дионисия, отправилась в Вологодскую область, в деревню Ферапонтово, не только для того, чтобы увидеть знаменитые фрески Рождественского собора, но и открыть их для маленьких жителей этой деревни. Вместе с ней они гуляли по знакомым тропинкам вокруг Бородаевского озера, вглядывались в цветы и травы, растущие вокруг монастыря, сравнивали их с цветом на фресках дивного мастера Дионисия… И незаметно им распахнулся новый мир с детства знакомых мест. Они поняли, почему к монастырю съезжаются автобусы с иностранными туристами, что за красота спрятана в знакомых с детства стенах. Рисунки этих ребят принимали участие в международных выставках, всегда вызывая у зрителей восторг и удивление. За годы работы Полуниной была разработана система художественного развития детей в общении с памятниками народного искусства, изложенная ею в своих книгах. Многим знакомы её книги «Искусство и дети», «Одолень-трава», «Солнечный круг». Педагогическое и художественное наследие Полуниной было взято под опеку Борисом Михайловичем Неменским и бережно хранится и изучается в Центре непрерывного художественного образования учителей изобразительного искусства. Последняя изданная книга Полуниной «Солнечный круг» содержит очерки о её путешествиях по русскому Северу, встречах с мастерами народных промыслов, такими, как Ульяна Бабкина из Каргополья, дымковской мастерицей Кошкиной и её внучкой, мастером Зазнобиным, самородком из Переславля, удивительными художниками из Уфтюги, художниками-игрушечниками из села Полховский Майдан и их внуками; ребятишками из Ферапонтово, живущими рядом с жемчужиной русской архитектуры – Ферапонтовским монастырём; мальчиком Дауром из абхазского селения, другими талантливыми людьми, прославившими свой край и сохранившими память народа.

Я горжусь и рада тому, что мне посчастливилось быть рядом с этим уникальным, необычайно ярким, эрудированным и талантливым педагогом. Только представьте, какую смелость и независимость взглядов нужно было иметь, чтобы в годы гонений и замалчиваний всего, что касается религии и духовности, отважиться на приобщение детей к творчеству Рублёва и Дионисия! Буду надеяться, что с помощью Вашего журнала, об профессиональном опыте педагога-подвижника Полуниной узнает много людей. Ниже приведена выписка о Полуниной из «Московской энциклопедии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Полунина (Березина) Валентина Николаевна. (1928, Люберцы, М. обл. – 2003, Москва) Из семьи служащих. Педагог-художник, искусствовед, исследователь и знаток русского народного творчества, собиратель подлинников народного крестьянского ДПИ. Окончила МГУ им. Ломоносова, филфак,(1951г), курсы МВХПУ(б. Строгановское) (1963г), курсы по истории искусства при МГ ИУУ(1976г). Преподавала русский язык и литературу в московской школе №722, где основала музей народного искусства. Преподавала в ДХШ № 4 Тушинского р-на Москвы (1972 – 1981). В экспедициях по изучению народных промыслов вела исследовательскую и просветительскую работу. Занималась проблемой художественно-нравственного воспитания детей в общении с памятниками истории и культуры Москвы. Основатель и руководитель «Клуба юных москвичей», Детского центра Традиционной Отечественной культуры (1981-2003) при управе Щукино СЗАО. Автор проектов и программ по культурному наследию: «Мой край, моя Москва, моя Россия»(2002г) «Пушкинские чтения» (1987г), «Прогулки по Москве»(1989г) С 1971 – 2003г ежегодно участвовала в Международных, Всесоюзных и городских выставках и фестивалях. Собрала уникальную коллекцию детских рисунков. В архиве ДЦ ТОК более 300 детских рисунков, отмеченных наградами. Свою систему работы с детьми изложила в многочисленных публикациях и книгах. Печатные труды: «Русское народное декоративно-прикладное искусство. Пособие для школы» (Просвещение.1973г), «Искусство и дети» (М. Просвещение. 1982г), «Одолень-трава», (М.;ВНМЦ НТ КПР МК СССР,1989), «Солнечный круг» 8 книг (М.;«Искусство и образование»2003г) («МОСКОВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» «ЛИЦА МОСКВЫ» Москва, 2007).

 

Также читайте в разделе "Каталог Статей" - Художественные промыслы Верхней Уфтюги